ГЛАВНАЯ

Поиск:

ОБ ИНСТИТУТЕ

ОТДЕЛ
социологии знания
 

Руководитель – академик Осипов Геннадий Васильевич

 

Сектор по подготовке материалов к изданию 8-ми томного труда «Летопись реформирования России»
Заведующий – доктор экономических наук, профессор

Владимир Александрович Лисичкин

Сектор социологии образования
Заведующая – кандидат философских наук

Татьяна Васильевна Ковалева

Лаборатория социологии креативности
Заведующий - доктор социологических наук

Валерий Иванович Ковалев

      Основная тема научно-исследовательской деятельности Отдела - «Переход к обществу знания как стратегическая цель российского общества».
      Общество знания - это общество, высшей ценностью которого является человек одновременно как живое существо (элемент органического мира и, следовательно, биосферы), как совокупность всех общественных отношений (элемент социума, или социального мира, в т.ч. производитель и потребитель) и как уникальная духовно-нравственная индивидуальность, личность (элемент духовного мира, в т.ч. религиозного). Такой аксиологический подход к обществу, при котором человек, а не господствующие формы собственности или технические средства производства являются самоцелью, служат «мерой всех вещей», знаменует собой новый исторический этап социально-исторического развития. На нем формируется общественный идеал с конкретным гуманистическим содержанием. Исторический опыт свидетельствует о том, что люди всегда испытывали духовную потребность в идеальном образе будущего общества, в результате чего в их сознании возникали представления (чаяния) о совершенных образцах социума. Такие представления существуют и сегодня, они оказывают реальное воздействие на повседневную социальную практику миллионов людей во всех странах мира.
      Переход к постиндустриальному обществу знания означает эпохальную смену высших ценностных приоритетов всего человеческого жизнеустройства. Он предполагает изменение базисных ценностей и, следовательно, жизненных ценностных установок не только у «капитанов индустрии», но и миллионов «простых людей», обывателей, масс. В современном развитом обществе, стремящемся к тому, чтобы стать «обществом знания», меняется наконец отношение и к самому человеку: сегодня он уже не рассматривается одномерно - как исключительно социальное существо («совокупность всех общественных отношений»). Человек предстает уже не только в виде строительного «материала» для общества будущего, средства для достижения неких социальных целей и потому лишь в качестве объекта властно-политических манипуляций - сегодня он понимается скорей как высшая цель и субъект социального развития, как существо многомерное: с одной стороны, витальное, укорененное в мире живой природы, с другой - как духовное, стремящееся к понятию Бога, абсолютной реальности священного.
      Социальность человека во всем многообразии ее форм является тем космически уникальным феноменом, который возник на стыке этих двух миров и существует в действительности лишь как проявление их взаимодействия. О том, что между органически-телесным и духовно-нравственным измерениями человека имеется глубочайшая необходимая связь и эта связь всегда социально опосредствована (обусловлена), писали классики социологии знания - М. Шелер и К. Мангейм. Переосмысливая идейное наследие классической «политической экономии», прежде всего К. Маркса, М. Шелер утверждал, что на определенной стадии социально-исторического развития человек необходимо придет к осознанию самого себя как высшей ценности и цели мироздания и, следовательно, постигнет себя не только в Боге, но и в качестве Его «соратника», благодаря которому Бог открыл мир как историю.
      Возникает закономерный вопрос: возможен ли переход к обществу знания российского общества, далеко не в полной мере решившего задачи и проблемы индустриального развития своей экономики, прежде всего в структурном плане? С нашей точки зрения, такой переход возможен, причем он не предполагает воспроизведения траектории индустриального развития стран Запада. Недостатки можно превратить в достоинства, если структурные преобразования в российской экономике осуществлять сразу на пути перехода к обществу знания, используя имеющиеся в наличии природные и иные ресурсы, а не путём слепого подражания западным образцам хозяйствования с ложной целью догнать Запад, делая не пройденные нами шаги в индустриальной модернизации.
      Концепция общества знания предполагает, что в основе экономики общества, а стало быть, и самого общества лежит научное знание двух видов: во-первых, знание традиционно устоявшееся и утвердившееся как обобщение мирового опыта; и, во-вторых, знание инновационное и эвристическое. Именно на основе научного знания и посредством него должна перестраиваться экономика. Понятая в этом смысле, экономика знания включает в себя два необходимых взаимодополняющих аспекта. С одной стороны, это создание благодаря прогрессу фундаментальных и прикладных наук инновационных наукоемких технологий с их немедленным внедрением в производство и другие сферы жизнедеятельности общества; производство, в свою очередь, должно быть нацелено на выпуск наукоемкой продукции, востребованной рынком, в том числе самой прикладной наукой. С другой стороны, это продажа новых технологий на мировом рынке в форме готового продукта, применяемого в отечественной экономике, а не в виде интеллектуальных «сырьевых заготовок», инновационный потенциал которых и, следовательно, возможная стоимость еще неизвестны.
      Если целью экономики знания является перестройка на базе научного знания способов и форм хозяйствования, то задачи социологии знания в теоретическом плане - обоснование путей перехода к обществу знания, в прикладном - перестройка в соответствии с современными требованиями управления обществам, его структурными изменениями, социальными процессами, внешнеполитической деятельностью. Важными функциями социологии знания в современном «обществе знания» являются также обнаружение и исследование факторов, способствующих или препятствующих приросту и распространению нового знания; разработка методов научного обоснования принимаемых решений и прогнозирования их возможных социокультурных последствий.

      Указанные цели и задачи нашли развернутое отражение в подготовленном в Отделе «Плане работы по программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Экономика и социология знания».


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн